С появлением письменных документов, история чая в Китае начинает носить научных характер. В 770 году до н.э. Чжоу Гун пишет книгу «Эрья». В ней чай рассматривается как напиток для употребления. Существуют и другие письменные источники, как, например, «Теория Еды», «Изначальная книга божественного дракона», автором которых является Хуа То.
В 220 годы о чае уже шла речь как о напитке, заменяющем вино. Много о нем писали и врачи. О чае даже слагали поэмы.
К 400 — 600 годам до н.э. письменных упоминаний об употреблении чая становится всё больше и больше. В основном для заваривания использовались листья дикорастущего чая и даже были предприняты попытки его культивации. Широкое распространение чай получил в среде монахов в качестве ритуального напитка. В те годы существовал следующий способ приготовления чая: листья чайного куста сминались, и им придавалась форма лепешки, затем их поджаривали или зачастую сушили в виде кирпичиков или своеобразных плиток. Далее полученную лепешку или же ее часть клали в керамический горшок и заливали кипятком. Затем следовало добавление различного рода специй — это могла быть соль, перец, имбирь и даже лук. Таким образом, получался напиток, напоминающий суп.
В 4 — 5 веках до н.э. в истории китайского чая происходит важное событие. К уже множеству существовавших в то время наименований добавляется ещё одно — «ча», что означает «молодой листок». Это название появилось после того, как умудренные опытом китайцы, поняли, что самый лучший чай получается только из свежезаваренных молодых листьев. От этого названия, чай стал именоваться таковым во многих языках мира.
В 5 — 7 веках чай был популярен на севере и северо-западе Китая. В это время письменно зафиксированы факты обмена чая на различные товары на северной и западной границах Китая.
Во время правления династии Тан, а это приблизительно 618 — 906 годы до н.э. был широко распространен порошковый чай. Такой чай выпивался в основном в кругах аристократии и знати. Начинает активно развиваться чайная торговля со странами Средней Азии, с Индией, Турцией и т.д. Следует отметить, что в те времена, в чай, во время его кипячения, всегда добавлялась соль. Таким образом, вкус тогдашнего чая в значительной степени отличался от современного чая.
Примерно в 780 году поэтом Лу Ю была написана одна из первых книг о чае, которая в переводе с китайского означает «Чайный канон». Это книга была весьма популярна в Китае, а ее автор считался среди народа чуть ли не святым и даже заслужил любовь и покровительство самого императора. В книге рассказывалось о различных сортах чая, о том, как его выращивать, заваривать, много уделялось даже и тому, какой должна быть вода для чая. Также в книге описывался чайный ритуал. Предполагается, что именно благодаря появлению этой книги чай получил такое распространение в Китае. Немного позже, был введен первый налог на чай, который составлял одну третью от всего урожая.