С появлением письменных документов, история чая в Китае начинает носить научных характер. В 770 году до н.э. Чжоу Гун пишет книгу «Эрья». В ней чай рассматривается как напиток для употребления. Существуют и другие письменные источники, как, например, «Теория Еды», «Изначальная книга божественного дракона», автором которых является Хуа То.
В 220 годы о чае уже шла речь как о напитке, заменяющем вино. Много о нем писали и врачи. О чае даже слагали поэмы.
К 400 — 600 годам до н.э. письменных упоминаний об употреблении чая становится всё больше и больше. В основном для заваривания использовались листья дикорастущего чая и даже были предприняты попытки его культивации. Широкое распространение чай получил в среде монахов в качестве ритуального напитка. В те годы существовал следующий способ приготовления чая: листья чайного куста сминались, и им придавалась форма лепешки, затем их поджаривали или зачастую сушили в виде кирпичиков или своеобразных плиток. Далее полученную лепешку или же ее часть клали в керамический горшок и заливали кипятком. Затем следовало добавление различного рода специй — это могла быть соль, перец, имбирь и даже лук. Таким образом, получался напиток, напоминающий суп.
В 4 — 5 веках до н.э. в истории китайского чая происходит важное событие. К уже множеству существовавших в то время наименований добавляется ещё одно — «ча», что означает «молодой листок». Это название появилось после того, как умудренные опытом китайцы, поняли, что самый лучший чай получается только из свежезаваренных молодых листьев. От этого названия, чай стал именоваться таковым во многих языках мира.
В 708 н.э. в Китае была написана первая книга о чае. В ней говорилось о различных сортах чая, о том, как его выращивать и готовить, а также о культуре чаепития. Книга была необычайно популярна, ее автор, Лу Ю, обрел покровительство и любовь Императора. В этом же году, впервые был введен налог на чай.
В период с 801 н.э. по 805 н.э. в Японии чай считается лекарственным средством. Сайчо — буддийский монах, который прожил 3 года в китайском храме, изучил способы употребления чая, а затем начал вывозить семена чая в Японию.
В 828 году н.э. чай дошел и до Кореи и получил там также широкое распространение. Чай начинают не только употреблять, но и заниматься его выращиванием. Налог на чай становится одним из основных дохода в Кантоне.
В период правления династии Сун, а это 960 — 1280 годы нашей эры, в Китае чай уже популярен повсюду и довольно распространено его выращивание. Если раньше порошковый чай был исключительно прерогативой знати и аристократов, то в эти годы его употребляют массово. Важно в этот период и то, что из приготовления чая исключается соль. Также в Китае развивается и глиняная керамика. Появляются темные глиняные чашки с толстыми стенками и, как правило, они были покрыты глазурью различных цветов.